Юрий Вировец — основатель компании HeadHunter
«HeadHunter создаёт общероссийский рейтинг работодателей с твёрдым убеждением, что в нашей стране должна существовать простая и ясная система отсчёта для компаний и соискателей»
«HeadHunter создаёт общероссийский рейтинг работодателей с твёрдым убеждением, что в нашей стране должна существовать простая и ясная система отсчёта для компаний и соискателей»

Методология оценки компаний и подсчета результатов

Каждая компания-участник рейтинга получает место в соответствии с итоговым баллом. Участие для компаний бесплатно, регистрация открыта для всех организаций с численностью персонала от 100 человек.

При подготовке Рейтинга работодателей России HeadHunter учел мировую практику, подойдя к оценке компаний с трех сторон:

Внешняя оценка — мнение соискателей, ищущих работу. Соискатели выбирают компании, в которых хотели бы работать, по методологии, одобренной ВЦИОМ;

Оценка эффективности деятельности HR департамента — данные профессионалов в области HR. HR-специалисты заполняют профессиональную анкету, разработанную HeadHunter с учетом рекомендаций консультантов PricewaterhouseCoopers Russia B.V., на основании предоставленной информации оценивается эффективность и степень развитости HR-функции;

Внутренняя оценка — мнение сотрудников компаний. Исследование проводит консалтинговая компания «ЭКОПСИ Консалтинг», которая изучает уровень вовлеченности сотрудников компаний-участников по трем параметрам — удовлетворенность, лояльность и поддержки инициативы.

Каждый этап оценки имеет собственный вес в итоговом балле: опрос соискателей — 40%; опрос сотрудников — 40%; оценка HR-специалистов — 20%. Три независимые оценки суммируются согласно своему весу и определяют итоговое место компании в рейтинге.

1. Опрос соискателей

В срок с 1 октября по 31 октября 2018 г. проводится опрос соискателей с целью выявления их предпочтений среди компаний, занимающих лидирующие позиции на российском рынке в соответствующей отрасли. Каждый респондент может высказать свое мнение единожды.

Каждый соискатель, участвующий в опросе, может отметить в каждой категории не более 3-х желаемых работодателей.

Для каждой компании рассчитывается количество голосов соискателей, отметивших компанию как желаемого работодателя.

Данные, признанные HeadHunter недостоверными на основании методологии оценки достоверности, исключаются и не учитываются при расчете количества упоминаний.

Соискатели к голосованию приглашаются как с сайтов HeadHunter, так и с иных ресурсов, включая информационных партнёров Рейтинга.

2. Исследование вовлеченности персонала

Исследование проводит компания «ЭКОПСИ Консалтинг» — лидер российского рынка в области кадрового консалтинга, партнер рейтинга.

Вовлеченность — это внутреннее состояние сотрудника, полностью включенного в жизнь компании, разделяющего её ценности; состояние при котором он готов прикладывать значительные усилия для достижения значимых результатов. При этом данное состояние имеет позитивный эмоциональный оттенок. Иными словами, вовлеченность — это совокупность более детальных показателей: удовлетворенность сотрудников (удовлетворенность сотрудника основными аспектами работы в компании), лояльность (позитивное отношение сотрудников к компании) и поддержка инициативы (готовность и возможность прикладывать значительные усилия для достижения высоких результатов в компании).

Технология проведения исследования состоит из следующих шагов:

  • компании, которые решили провести опрос своих сотрудников, получают инструкцию по организации опроса и ключ доступа к опроснику в IT-системе «ЭКОПСИ Консалтинг»;
  • сотрудники компаний заходят в систему по этой ссылке и заполняют онлайн-опросник. Информация, полученная в ходе опроса, строго конфиденциальна. Первичные данные будут доступны только специалисту «ЭКОПСИ Консалтинг», который проводит обработку;
  • на основе анализа результатов формируется совокупный отчет (по всем компаниям, принявшим участие). Локальные отчеты, созданные на основе результатов конкретных компаний, передаются HR-директорам компаний;
  • для всех HR-директоров, принявших участие в исследовании, проводится семинар по использованию результатов отчетов и HR-инструментов, влияющих на показатели в отчете.

Формирование выборки

При формировании выборки для обеспечения доверительной вероятности (точности) — 95% и доверительного интервала (погрешности) ±5% предполагается стремиться к следующим соответствиям численности сотрудников и нижнего порога выборки:

Численность сотрудников (чел.) Нижний порог выборки*
100–500 40%
500–1000 30%
>1000—5000 10%
>5000 5%
*Допускается отклонение в 2%

Принципы расчета данных

В рейтинге могут быть использованы данные исследований вовлеченности и удовлетворенности сотрудников, проведенных компаниями-участниками самостоятельно или с помощью других провайдеров. Принимаются данные за 2014–2015 год. Результаты этих исследований анализируются и обрабатываются для сопоставления специалистами «ЭКОПСИ Консалтинг». В этом случае при публикации Рейтинга указывается примечание: «Данные получены из другого источника, сопоставление полное (или условное, в случае неполного сопоставления)». Если предоставленные компаниями-участниками данные не сопоставимы с данными исследования, проводимого в рамках Рейтинга, они не учитываются в Рейтинге, и компания исключается из числа участников.

В некоторых компаниях, где большая часть сотрудников не имеет доступа к компьютерам, исследование может быть проведено только среди офисного персонала. В этом случае при публикации Рейтинга также будет указываться примечание — «Опрошены только сотрудники офиса».

При необходимости сравнения с результатами локальных исследований:

  • анализируется опросник, по которому проводилось исследование и определяется процент вопросов, сопоставимых с анкетой Рейтинга;
  • в случае, если в опроснике содержится не менее 50% вопросов, используемых для расчета рейтинга, при этом по каждой шкале (лояльность, поддержка инициативы, удовлетворенность) сопоставимо не менее 3 вопросов; исследование признается условно сопоставимым с результатами исследования Рейтинга.

Принцип расчета индекса вовлеченности соответствует принципу расчета индекса вовлеченности для всех компаний:

  • индекс вовлеченности рассчитывается как среднее значение индексов по трем шкалам «Лояльность», «Поддержка инициативы», «Удовлетворенность»;
  • показатель по каждой шкале рассчитывается по формуле:

    где n — количество вопросов в шкале, а Ив — индекс по каждому вопросу.

  • индекс по каждому вопросу (Ив) рассчитывается по формуле:
    • ΣА — количество выборов варианта «Согласен»;
    • ΣВ — количество выборов варианта «Скорее согласен, чем не согласен»;
    • ΣС — количество выборов варианта «Скорее не согласен, чем согласен»;
    • ΣD — количество выборов варианта «Не согласен»;
    • n — количество ответивших на 1 вопрос.
Tребования к предоставлению данных исследований, проведенных вне опроса вовлеченности рейтинга работодателей

Для предоставления данных локального исследования на анализ сопоставимости с данными исследования рейтинга, необходимо предоставить данные о количестве респондентов, принявших участие в исследовании (абсолютное значение, а также в процентах от общей численности сотрудников Компании).

  1. В случае, если компания предоставляет для анализа результаты опроса, проведенного самостоятельно илис помощью другого провайдера (вне опроса вовлеченности рейтинга)
  2. По каждому вопросу опросника необходимо предоставить проценты позитивных и негативных ответов, а также процент затруднившихся ответить респондентов.

Варианты ответов необходимо предоставить в формате таблицы:

Вопросы Вопрос 1 Вопрос 2 ...
Согласен 60% 15% ...
Скорее согласен 10% 50% ...
Скорее не согласен 15% 10% ...
Не согласен 10% 15% ...
Затрудняюсь ответить 5% 10% ...
Вопросы Согласен Скорее согласен Скорее не согласен Не согласен Затрудняюсь ответить
Вопрос 1 60% 10% 15% 10% 5%
Вопрос 2 15% 50% 10% 15% 10%
... ... ... ... ... ...

Рекомендуется предоставление первичных данных исследования по сопоставимым вопросам для анализа.

Рекомендуется предоставлять распределение по всем вариантам ответов, которые были в опроснике при проведении исследования.

В случае отсутствия возможности предоставить данных по сопоставимым вопросам, а также процент позитивных, негативных ответов и процент затруднившихся ответить на вопрос, данные локального исследования не могут быть приняты для сравнения.

3. Анкетирование HR-специалистов компаний участников

HR-департамент компании предоставляет данные о численности персонала и численности HR-отдела. Руководитель HR-департамента заполняет анкету по следующим HR-областям:

  • задачи HR-подразделения (1 вопрос);
  • ожидание топ-менеджмента компании от функции HR (1 вопрос);
  • задачи HR-подразделения (1 вопрос);
  • оценка эффективности HR-функции (1 вопрос);
  • роль HR-стратегии (1 вопрос);
  • планирование и подбор персонала (4 вопроса);
  • материальная и нематериальная мотивация (6 вопросов);
  • кадровый резерв (4 вопроса);
  • обучение (2 вопроса);
  • оценка эффективности персонала (3 вопроса);
  • измерение вовлеченности и удовлетворенности сотрудников (1 вопрос);
  • внутренние коммуникации (2 вопроса);
  • корпоративная культура (1 вопрос);
  • бренд работодателя (1 вопрос);
  • условия работы (2 вопроса);
  • технологическая платформа (1 вопрос).

При ответе на вопросы анкеты необходимо выбрать один или несколько вариантов ответов. Каждый ответ (за исключением ответов на необязательные и информационные вопросы) оценивается в баллах (в сумме не более 100 баллов по одному вопросу).

При оценке результатов анкетирования каждая HR-область обладает своим весом. Также соответствующие веса придаются ответам на вопросы анкеты. Шесть (6) вопросов анкеты являются информационными и не оцениваются.

4. Финальный подсчет результатов

Для каждой компании на основании полученных значений высчитываются нормированные значения по каждому из показателей. Нормированное значение высчитывается по формуле:

  • где:
  • xi’ — нормированное значение i-компании по отдельно взятому показателю;
  • xi — исходное значение i-компании по отдельно взятому показателю;
  • xср — среднее арифметическое значение по отдельно взятому показателю;
  • σx — среднеквадратичное отклонение по отдельно взятому показателю

Для каждой компании на основании полученных значений высчитываются нормированные значения по каждому из показателей. Нормированное значение высчитывается по формуле:

  • где:
  • xi’ — нормированное значение i-компании по показателю «Внешняя узнаваемость»;
  • yi’ — нормированное значение i-компании по отдельно взятому показателю «Вовлеченность сотрудников»;
  • zi’ — нормированное значение i-компании по отдельно взятому показателю «Оценка HR-функции»;

Рейтинг составляется на основе ранжирования компаний в соответствии с конечным баллом, полученным компанией — участником Рейтинга работодателей России.

Рейтинг@Mail.ru