Методология оценки компаний и подсчета результатов

Каждая компания-участник рейтинга получает место в соответствии с итоговым баллом. Участие для компаний бесплатно, регистрация открыта для всех организаций с численностью персонала от 100 человек.

При подготовке Рейтинга работодателей России HeadHunter учел мировую практику, подойдя к оценке компаний с трех сторон:

  • внешняя оценка — мнение соискателей, ищущих работу. Соискатели выбирают компании, в которых хотели бы работать, по методологии, одобренной ВЦИОМ;
  • оценка эффективности деятельности HR департамента — мнение профессионалов в области HR. HR-специалисты заполняют профессиональную анкету, разработанную HeadHunter с учетом рекомендаций консультантов PricewaterhouseCoopers Russia B.V., оценивая эффективность и степень развитости HR-функции;
  • внутренняя оценка — мнение сотрудников компаний. Исследование проводит консалтинговая компания «ЭКОПСИ Консалтинг», которая изучает уровень вовлеченности сотрудников компаний-участников по трем параметрам — удовлетворенность, лояльность и поддержки инициативы.

Каждая оценка имеет собственный вес в итоговом балле, который складывается из 3 компонентов: опроса соискателей — 40%; опроса сотрудников — 40%; опроса HR-специалистов — 20%. Три независимых показателя суммируются согласно своему весу и определяют итоговое место компании в рейтинге.

1. Опрос соискателей

В срок с 1го октября по 31 октября 2015г. проводится опрос соискателей с целью выявления их предпочтений среди компаний, занимающих лидирующие позиции на российском рынке в соответствующей отрасли. Каждый респондент может высказать свое мнение единожды.

Каждый соискатель, участвующий в опросе, может отметить в каждой категории не более 3-х желаемых работодателей.

Для каждой компании рассчитывается количество голосов соискателей, отметивших компанию как желаемого работодателя.

Данные, признанные HeadHunter недостоверными на основании методологии оценки достоверности, исключаются и не учитываются  при расчете количества упоминаний.

Соискатели к голосованию приглашаются как с сайтов ГК HeadHunter, так и с иных ресурсов, включая информационных партнёров Рейтинга.

2. Исследование вовлеченности персонала.

Исследование проводит компания «ЭКОПСИ Консалтинг» — лидер российского рынка в области кадрового консалтинга, партнер рейтинга.

Вовлеченность — это внутреннее состояние сотрудника, полностью включенного в жизнь компании, разделяющего её ценности; состояние при котором он готов прикладывать значительные усилия для достижения значимых результатов. При этом данное состояние имеет позитивный эмоциональный оттенок. Иными словами, вовлеченность — это совокупность более детальных показателей: удовлетворенность сотрудников (удовлетворенность сотрудника основными аспектами работы в компании), лояльность (позитивное отношение сотрудников к компании) и поддержка инициативы (готовность и возможность прикладывать значительные усилия для достижения высоких результатов в компании).

Технология проведения исследования состоит из следующих шагов:

Компании, которые решили провести опрос своих сотрудников, получают инструкцию по организации опроса и ключ доступа к опроснику в IT-системе «ЭКОПСИ Консалтинг».

Сотрудники компаний заходят  в систему по этой ссылке и заполняют онлайн-опросник. Информация, полученная в ходе опроса, строго конфиденциальна. Первичные данные будут доступны только специалисту «ЭКОПСИ Консалтинг», который проводит обработку.

На основе анализа результатов формируется совокупный отчет (по всем компаниям, принявшим участие). Локальные отчеты, созданные на основе результатов конкретных компаний, передаются HR-директорам компаний.

Для всех HR-директоров, принявших  участие в исследовании, проводится семинар по использованию результатов отчетов и HR-инструментов, влияющих на показатели в отчете.

Формирование  выборки

При формировании выборки  для обеспечения доверительной  вероятности (точности) - 95% и доверительного  интервала (погрешности)  ±5% предполагается стремиться к следующим соответствиям численности сотрудников и нижнего порога выборки:

Численность сотрудников (чел.)    Нижний порог выборки (%)  
(допускается отклонение в 2%)  
100 - 500 40
500 - 1000 30
>1000 - 5000 10
>5000 5

 

Принципы расчета данных

В рейтинге могут быть использованы данные исследований вовлеченности и удовлетворенности сотрудников, проведенных компаниями-участниками самостоятельно или с помощью других провайдеров. Принимаются данные за 2014-2015 год. Результаты этих исследований анализируются и обрабатываются для сопоставления специалистами «ЭКОПСИ Консалтинг». В этом случае при публикации Рейтинга указывается примечание – «Данные получены из другого источника, сопоставление полное (или условное, в случае неполного сопоставления). Если предоставленные компаниями-участниками данные не сопоставимы с данными исследования, проводимого в рамках Рейтинга, они не учитываются в Рейтинге, и компания исключается из числа участников.

В некоторых компаниях, где большая часть сотрудников не имеет доступа к компьютерам, исследование может быть проведено только среди офисного персонала. В этом случае при публикации Рейтинга также указывается примечание — «Опрошены только сотрудники офиса».

При необходимости сравнения с результатами локальных исследований:

  • Анализируется опросник, по которому проводилось исследование и определяется процент вопросов, сопоставимых с анкетой Рейтинга.
  • В случае, если в опроснике содержится не менее 50% вопросов, используемых для расчета рейтинга, при этом по каждой шкале (лояльность, поддержка инициативы, удовлетворенность) сопоставимо не менее 3 вопросов; исследование признается условно сопоставимым с результатами исследования Рейтинга. 

Принцип расчета индекса вовлеченности соответствует принципу расчета индекса вовлеченности для всех компаний:

  • Индекс вовлеченности рассчитывается как среднее значение индексов по трем шкалам «Лояльность», «Поддержка инициативы», «Удовлетворенность».
  • Показатель по каждой шкале рассчитывается по формуле:

где n – количество вопросов в шкале, а Ив – индекс по каждому вопросу.

Индекс по каждому вопросу (Ив) рассчитывается по формуле:

 

 

Где

ΣА – количество выборов варианта «Согласен»;

ΣВ - количество выборов варианта «Скорее согласен, чем не согласен»;

ΣС - количество выборов варианта «Скорее не согласен, чем  согласен»;

ΣD - количество выборов варианта «Не согласен»;

n - количество ответивших на 1 вопрос.

 

 

Требования к предоставлению данных исследований, проведенных вне опроса вовлеченности рейтинга работодателей:

для предоставления данных локального исследования на анализ сопоставимости с данными исследования рейтинга, необходимо предоставить данные о количестве респондентов, принявших участие в исследовании (абсолютное значение, а также в процентах от общей численности сотрудников Компании).

  1. В случае, если компания предоставляет для анализа результаты опроса, проведенного самостоятельно или с помощью другого провайдера (вне опроса вовлеченности рейтинга):
  2. По каждому вопросу опросника необходимо предоставить проценты позитивных и негативных ответов, а также процент затруднившихся ответить респондентов.

Варианты ответов необходимо предоставить в формате таблицы:

   

Варианты ответов

Вопросы

 

Согласен

Скорее согласен, чем не согласен

Скорее не согласен, чем согласен

Не согласен

Затрудняюсь ответить

Вопрос 1

Вопрос рейтинг

60%

10%

15%

10%

5%

Вопрос 2

Вопрос рейтинг

15%

50%

10%

15%

10%

...

 

...

...

...

...

...


  1. Рекомендуется предоставление первичных данных исследования по сопоставимым вопросам для анализа.
  2. Рекомендуется предоставлять распределение по всем вариантам ответов, которые были в опроснике при проведении исследования.

В случае отсутствия возможности предоставить данных по сопоставимым вопросам, а также процент позитивных, негативных ответов и процент затруднившихся ответить на вопрос, данные локального исследования не могут быть приняты для сравнения.

3. Анкетирование HR-специалистов компаний участников

HR-департамент компании предоставляет данные о численности персонала и численности HR-отдела. Руководитель HR-департамента заполняет анкету по следующим HR-областям:

  • задачи HR-подразделения (1 вопрос)
  • ожидание топ-менеджмента компании от функции HR (1 вопрос)
  • оценка эффективности HR-функции (1 вопрос)
  • роль HR-стратегии (1 вопрос)
  • планирование и подбор персонала (5 вопросов)
  • материальная и нематериальная мотивация (2 вопроса)
  • кадровый резерв (4 вопроса)
  • обучение (1 вопрос)
  • оценка эффективности персонала (4 вопроса)
  • измерение вовлеченности и удовлетворенности сотрудников (1 вопрос)
  • внутренние коммуникации (4 вопроса)
  • документ, фиксирующий корпоративную идеологию (1 вопрос)
  • технологическая платформа (1 вопрос)

При ответе на вопросы анкеты необходимо выбрать один или несколько вариантов ответов. Каждый ответ (за исключением ответов на необязательные и информационные вопросы) оценивается в баллах (в сумме не более 100 баллов по одному вопросу). При ответах «Иное» балл присваивается экспертно, но не более указанного в методологии значения.

При оценке результатов анкетирования каждая HR-область обладает своим весом. Также соответствующие веса придаются ответам на вопросы анкеты. Семь(7) вопросов анкеты являются информационными и не оцениваются.

 4. Финальный подсчет результатов:

Для каждой компании на основании полученных значений высчитываются нормированные значения по каждому из показателей. Нормированное значение высчитывается по формуле:

 

где

xi' – нормированное значение i-компании по отдельно взятому показателю;

xi – исходное  значение i-компании по отдельно взятому показателю;

xср – среднее арифметическое значение  по отдельно взятому показателю;

σx – среднеквадратичное отклонение  по отдельно взятому показателю

Для каждого из показателей экспертами были определены веса с целью выделить наиболее значимые аспекты оценки. Конечный бал, на основе которого определяется место компании в рейтинге, высчитывается по формуле:

где

xi' – нормированное значение i-компании по показателю «Внешняя узнаваемость»;

yi' – нормированное значение i-компании по отдельно взятому показателю «Вовлеченность сотрудников»;

zi' – нормированное значение i-компании по отдельно взятому показателю «Оценка HR-функции»;

Рейтинг составляется на основе ранжирования компаний в соответствии с конечным баллом, полученным компанией – участником Рейтинга работодателей России.